Ваш город
Самара
Ваш город — Самара ?
Нет, другой

Наследие ВХУТЕМАС и новый индастриал

5 июля 2023
4643 просмотра
Время на чтение: 10 минут

«Устранить стену высокомерия между художником и ремесленником»: этим знаменитым девизом немецкой художественной школы Баухаус  можно описать и задачи его советского «родственника». ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские) был создан в 1920 году в Москве и стал одним из крупнейших центров обучения искусству и дизайну в нашей стране. Концепции, созданные его учениками, оказали значительное влияние на развитие современного российского интерьерного стиля — ищем следы идей ВХУТЕМАС в актуальном дизайне.

Баухаус, предшественник ВХУТЕМАС

Даже если аббревиатура ВХУТЕМАС вам не знакома, то, возможно, слово «баухаус» вы все же слышали. Название немецкой школы (и вышедшего из ее мастерских стиля дизайна) основано на игре слов: (нем. Bau — строительство, постройка, здание и нем. Haus — дом, здание). Первая часть (Bau) понимается в деятельно-философском аспекте, а вторая (Haus) в качестве объекта приложения творческих сил.

Школа Баухаус была основана в 1919 году архитектором Вальтером Гропиусом. Его открытие Гропиус сопроводил манифестом, в котором говорилось о стремлении подготовить творцов нового толка. Слова «дизайн» и профессии «дизайнер» тогда еще не существовала, но необходимость не просто в украшательстве жилой среды, а в решении определенных задач средствами материального мира уже сформировалась вполне четко. Студентов принимали вне зависимости от пола, возраста, национальности и вероисповедания на основе отбора советом мастеров.

Система обучения весьма отличалась от привычных. На вводном полугодовом курсе студенты делали дыхательные упражнения, занимались йогой и выполняли творческие задания, и только потом начинали учиться работать с материалами в разных техниках. Многое в методах преподавания вызывало протест у публики, и в 1923 году правительство попросило устроить «отчетную» выставку с результатами трудов. Одним из экспонатов стал экспериментальный дом — «Хаус-ам-Хорн», который создал преподаватель Баухауса Георг Мухе.

Дом снаружи. Источник: Wikipedia

Местные жители сравнивали архитектуру дома то с коробкой, то с гаражом, то с НЛО, хотя по современным меркам она не кажется необычной. Простая кубическая конструкция с использованием стали и бетона позволяет экономить ресурсы при строительстве и жизни в доме, в том числе энергию — внутри стен использовали природный утеплитель на основе торфа, а крыша над гостиной в центре здания приподнята, чтобы света было больше. Гропиус описывал идеи дизайна так: «В каждой комнате важна функция, например, кухня — самая практичная и простая из комнат, но ее также нельзя использовать как столовую. Каждая комната имеет свой определенный характер, соответствующий ее назначению». Например, для той самой кухни студенты придумали модульный интерьер, похожий на конструктор из ящичков, которые можно комбинировать по своему усмотрению. У каждой комнаты была своя особенная цветовая схема: дизайнеры использовали успокаивающий зелено-желтый цвет в гостиной и более яркие цветовые акценты в комнатах более холодной части дома.

Кухня Хаус-ам-Хорн. Источник: Wikipedia

Простые геометрические формы, упрощенные компоненты и особое отношение к цвету: вот «визитная карточка» стиля Баухаус. А еще качество и доступность. Смело можно сказать, что из этих идей выросла как мебельная империя IKEA, так и практически весь современный дизайн жилого пространства. 

ВХУТЕМАС: история

История ВХУТЕМАС началась с передовых идей, но не в дизайне, а в сфере образования. В 1918 году Народный комиссариат просвещения РСФСР решил реформировать художественное образование в стране, чтобы сделать его более практически применимым и полезным. В Московской академии живописи, ваяния и зодчества и Строгановском ремесленном училище появились свободные государственные художественные мастерские, где студенты могли сами выбирать себе преподавателя по душе. В итоге одни мастерские были переполнены, а другие пустовали. В 1920 году систему художественного образования вновь реформировали, создав новый вуз — Высшие художественно-технические мастерские, или коротко ВХУТЕМАС, на основе Московского училища живописи ваяния и зодчества и Строгановки.

Факультеты ВХУТЕМАСа делились на художественные (живописный, архитектурный, скульптурный) и производственные (полиграфический, текстильный, керамический, металлический и деревообделочный). Принимали в него практически всех, без особенных ограничений, однако большинство студентов все еще предпочитали живопись и архитектуру, предметы важные, но не слишком полезные в краткосрочной перспективе для строительства коммунизма.

«ВХУТЕМАС 100. Школа авангарда» в Музее Москвы. Источник: Музей Москвы

Чтобы интегрировать новые художественные идеи в массовое производство, преподаватели ВХУТЕМАС, художники-авангардисты, поставили перед собой задачу привлечь студентов именно на производственные факультеты, показав, что в производстве так же есть место творчеству и полету мысли. Новая педагогика отказалась от устаревших методов вроде рисунка с натуры. Вместо этого все студенты изучали азы абстрактного проектирования, графику, цвет, объем и пространство. Многие преподаватели ВХУТЕМАСа создавали уникальные инструменты для своих студентов, чтобы обучение было максимально эффективным. Например, Николай Ладовский, который считал главным материалом архитектуры не камень, а пространство, разработал уникальную лабораторию, где студенты тренировали глазомер на специальных тренажерах и учились на глаз определять объем, площадь и длину предметов, расстояния между ними и пропорции.

В том, что касается интерьера, фокус обучения касался продуманного использования каждого квадратного метра. Квартира в духе ВХУТЕМАС представляет собой целостную систему. Студенты проектировали лампы, стулья, откидные кровати, складные столы и книжные полки, а также целые комплексные решения для интерьеров. Дизайн часто был основан на идее удобства и пользы. Например, мягкий стул из гнутого дерева пружинил, создавая ощущение парения на упругом потоке воздуха, чтобы снять напряжение с мышц. А лампы-трансформеры Абрама Дамского можно было подстраивать под свои задачи, регулируя высоту подставки.


Лампы-трансформеры Абрама Дамского. ВХУТЕИН, 1929 год. Изготовлено компанией LumoLumo для Центра моды и дизайна Всероссийского музея Декоративного искусства, 2020

Чтобы готовить специалистов еще быстрее, в 1927 году учебное заведение реформировали во ВХУТЕИН — Высший художественно-технический институт. Основной курс занимал теперь только год. В 1930-м ВУЗ расформировали, часть факультетов вошла в состав профильных вузов, некоторые были упразднены.

Баухаус и ВХУТЕМАС

Оба учебных заведения существовали в 20-х годах ХХ-го века. Немецкий Баухаус начал работу немного раньше и закончил позже, чем ВХУТЕМАС. Баухаус выступал за устранение разделения между искусством и ремеслом, а также за производственное искусство. ВХУТЕМАС был ориентирован на подготовку специалистов в области промышленного и графического дизайна, архитектуры и живописи.

Каждый из этих вузов сменил трех директоров и создал вводный курс, обязательный для всех студентов. Однако есть и различия. Во-первых, ВХУТЕМАС был в десять раз больше Баухауса. Во-вторых, Баухаус не принимал многих известных художников, таких как Анри ван де Велде, Тео ван Дусбург и даже Малевич, потому что они не вписывались в его атмосферу. ВХУТЕМАС не имел строгой концепции и принимал многих студентов с разными интересами.

Кабинет директора в Баухаусе в Веймаре. Спроектирован Вальтером Гропиусом в 1923 году. Фото: Wikimedia Commons

Ячейка 2F «Дома Наркомфина» с дизайнерской мебелью. Съемка ELLE DECORATION

Наследие ВХУТЕМАС в интерьерном дизайне

Если в быту нам удобно отдыхать и работать, если в метро нам понятно, куда идти — значит, идеи ВХУТЕМАС живы. Планировка, которая учитывает потребности человека, мебель, которая подстраивается под его нужды, дома, которые берегут энергию и элементы городской среды, которые не только украшают, но и несут пользу — все это наследие ВХУТЕМАС и Баухаус. 

Планировка

В 1920-е годы была очень популярна идея единого жилого пространства: например, гостиная, совмещенная со столовой и кухней. Популярна она и сейчас, хотя тогда речь скорее шла о коммунальном проживании и обеспечении солнечным светом каждого уголка пространства, а сейчас о свободе перемещения и многофункциональности — каждую комнату можно использовать как зону для отдыха, работы или приема гостей.

Один из самых известных проектов ВХУТЕМАС — электрифицированный макет избы-читальни. Ради экономии пространства здесь используется многофункциональное оборудование: в избе есть несколько вариантов шкафов-витрин, стол-скамейка, стол с вращающейся средней частью для удобного обмена книгами, модульные вешалки, эстрада-стойка. Использовать все можно по очереди: одно и то же помещение может быть буфетом, читальней и театральным залом.

Проект избы-читальни, совместная работа студентов деревообделочного факультета ВХУТЕМАСа. 

Вдохновение архитектурой

Как и брутализм, современный индастриал избавляется от всего лишнего и декоративного, оставляя на виду «скелет» здания. В ходу визуальная легкость, голые коммуникации, разборные конструкции, каркасы, арки, простые материалы — фанера, бетон, сталь. Здесь явно слышны отголоски идей ВХУТЕМАС и принципы экономии ресурсов, но брутальность и грубость смягчены и размыты.

Мягкий индастриал. Источник: decoholic

Узоры

Переработка исторических узоров в новых форматах — неисчерпаемый источник вдохновения и прием, поддерживающий преемственность дизайна. Рисунки на тканях эпохи ВХУТЕМАС отражали реальность: во время сырьевого кризиса 1920-х годов в условиях нехватки красителей такая графика позволяла добиваться декоративной выразительности в пределах одного цвета — красного, черного, темно-синего. Сейчас из стиль находит новые прочтения.

Слева: Н.Н. Зыслина. Рисунок для ткани, 1960-е гг. «Трехгорная мануфактура» им. Ф. Э. Дзержинского. Справа: плитка для ванной комнаты в процессе разработки в керамической мастерской KVN-Studio, из архива Светланы Цешковской

Керамическая плитка — благодарный материал, облегчающий поиск новых идей и художественных приемов, отличный «полигон» для испытания дизайна на небольшой площади, проверяющий его долговечность и способность вписаться в ритм жизни.

Сверху: Захар Быков, ВХУТЕМАС. Керамическая вариантная плитка. 

100 лет назад Александр Родченко представил свой знаменитый триптих «Гладкий цвет», три холста в трех всегда трендовых цветах — красный, желтый и синий. Этим триптихом Родченко провозгласил конец станковой живописи (а то и живописи вообще). 

Rodchenko Red, Rodchenko Blue и Rodchenko Yellow воспроизведены в системе цветов Pantone. Источник: ВХУТЕМАС.academy

Идеалом для него был матовый цвет одинаковой интенсивности и теплоты по всей поверхности. В таком же духе Родченко сделал и светильники для кафе «Питтореск» (от фр. pittoresque — живописное) в 1917—1918 годах. Эти функциональные цвето-световые конструкции стали первыми работами Родченко в области предметного дизайна. 

Александр Родченко. Светильник-торшер для кафе «Питтореск». Реконструкция 2020 года. Изготовлено мастерской LumoLumo для Фонда развития Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства

В интерьере это может выглядеть, как цветовые блоки, яркие цветовые акценты, контрастные сочетания в духе авангарда и супрематизма. Отличная идея для зонирования пространства, управления вниманием.

Яркое солнечное пятно. Источник: Green And Mustard

Все меняется, вписываясь в новые исторические обстоятельства, но ничто не исчезает бесследно. Преемственность дизайна — огромный подарок всем нам, потому что дарит постоянное вдохновение и демонстрирует связь времен и развитие идей. Современный стиль индастриал стремится к минимализму, функциональности и четкости линий в дизайне и отделке. Все его детали продуманы и доведены до идеала с учетом самых разных важных аспектов: легко ли ухаживать за материалами? Не выйдет ли дизайн из моды? Радуют ли цвета? Идеи ВХУТЕМАС живы как никогда ранее, и дело не только в ностальгии: современный промышленный стиль придуман для жизни, в которой ветер перемен дует часто, но приносит только улучшения, и на этой же концепции была основана эта школа дизайна.

Что важно помнить:

  • Движение Баухаус стало основой современного дизайна и было призвано «устранить стену высокомерия между художником и ремесленником», чтобы строить удобные и практичные дома для жизни на основе не просто украшательства, но и решения определенных задач.

  • В то же время, в 1920-х годах, ВХУТЕМАС в СССР был призван стать кузницей кадров для создания нового и улучшенного быта советского человека.

  • Где можно увидеть работы выпускников ВХУТЕМАС сейчас? Не только в музеях, но и, например, в метро. В 1935 году Захар Быков спроектировал оригинальные скамьи с указателями для станции метро «Аэропорт». На «Семеновской» сохранились придуманные им же вентиляционные и декоративные решетки для верхнего вестибюля. Абрам Дамский занимался освещением в московском метро. Светильники на станциях Кольцевой линии «Таганская» и «Октябрьская» сделаны по его эскизам.

  • Простые геометрические формы, упрощенные компоненты, открытая планировка, отказ от многослойности, обнаженные материалы и конструкции, много света и особое отношение к цвету — вот явные внешние признаки стиля как Баухаус, так и ВХУТЕМАС. На них же базируются многие современные стили интерьера и актуальные тренды дизайна.

  • Авангардный и агитационный текстиль и работы Родченко подскажут, как можно использовать в интерьере характерные для ВХУТЕМАС узоры и цвета.

  • Мастера Баухаус и ВХУТЕМАС создали облик современного мира, определив направление развитие дизайна вплоть до нашего времени. Без нихбы не было ни авангарда, ни мебели IKEA.



Материал информационного характера и не является инструкцией. Пожалуйста, проконсультируйтесь со специалистами по ремонту